07 12 2015
Александр Педченко Поисковая оптимизация (SEO)

Раскрутка веб-ресурса не обходится без его заполнения актуальными и интересными текстами. Поисковые системы (ПС) оценивают контент сайтов и составляют под каждый поисковый запрос рейтинг страниц. Здесь как раз имеет место понятие релевантность текста. В нашем глоссарии есть такое обозначение этого термина:

Релевантность – это признак страницы, по которому она в той или иной мере соответствует критериям, которые были указанным в поисковом запросе пользователя. Довольно часто бывает, что документ, который считается релевантным поисковым ресурсом, отвечает этому же критерию у самого пользователя.

Чем выше релевантность материала на странице, тем на большее количество вопросов пользователей сможет он ответить. Можно сказать, это степень полезности текста с точки зрения интернет-аудитории. Но как поисковым систем удается определить, что нужно человеку, если они действуют по заданным алгоритмам?

Tag-Cloud

Большинство начинающих веб-мастеров понимают под повышением релевантности насыщение текстов поисковыми фразами. На самом деле алгоритмы работы поисковиков намного сложнее. Да, страница выдачи результатов поиска имеет вид списка ссылок, который формируется на основе релевантности конечных веб-страниц. Но полезность страниц ПС определяют не только по тому, содержат ли они ключевые слова.

Как поисковики оценивают релевантность?

Поисковые системы в момент своего зарождения работали почти по одному сценарию – анализировали мета-теги и искали совпадения слов. Одним из простых методов оценки релевантности запроса в образе документа является TF-IDF метод. Эго суть заключается в том, что оценивается как локальная частота употребления термина (запроса) в документе TF, так и глобальная частота вхождения в других документах коллекции IDF.

Сегодня алгоритмы определения релевантности у разных поисковиков свои – более сложные и гибкие. С другой стороны, некоторые общие критерии остались, которые делятся на 2 группы:

Внутренние

Данные критерии релевантности касаются внутренней структуры. Оптимизировать сайт под них – наиболее важный этап работы SEO-специалиста. Сюда входят:

  1. частота появления в тексте каждого из значимых для поиска словосочетаний (или плотность);
  2. совпадение запроса словам на конечной странице;
  3. наличие слов-запросов в теле мета-тегов (заголовок, описание);
  4. количество синонимов и видоизменений ключевого слова по словоформе;
  5. актуальность публикаций на странице;
  6. объем данных на страницах;
  7. наличие внутренних ссылок на другие страницы ресурса с соответствующей информацией.

Внешние критерии релевантности

Работа оптимизатора по увеличению адекватности страниц не ограничивается только структурой и наполнением сайта. Нужно улучшить авторитетность ресурса в сети. Чтобы улучшить рейтинг в поисковых системах, нужно сделать так, чтобы на сайт ссылались другие веб-ресурсы. Основные внешние факторы это:

  1. Частота появления поискового запроса на других сайтах в индексе поисковых систем;
  2. Цитируемость страниц сайта в сети (система Яндекс ранжирует сайты, определяя индекс цитирования, а Google – похожий параметр PageRank);
  3. Посещаемость ссылки в снипете именно после ввода запроса (или нескольких запросов) на странице поиска.

В последние годы все больше популярности набирают факторы оценивающие практическую пользу страницы для пользователя вне зависимости от количества вхождений ключевых слов. Большую роль начинают играть поведенческие факторы. Все из-за того, что релевантность с точки зрения поисковиков и пользователей может сильно отличатся между собой. Тот ресурс, что появляется в списке результатов, если он подобран только по ключевым словам, может совсем не соответствовать запросам посетителя.

Как проверить релевантность страницы поисковому запросу?

Поскольку у каждой поисковой системы свои алгоритмы ранжирования, то и релевантность страницы в индексе определяется по-разному. Прямым способом определить наиболее адекватные страницы конкретному запросу в поисковой системе – проверка выдачи.

Увидеть наиболее релевантные страницы в пределах одного домена помогут специальные операторы поисковых запросов:

Специалисты по SEO сегодня уже не ограничиваются только ключевыми словами (хотя семантическое ядро и остается основой поисковой оптимизации). Только опираясь на мнение конечных пользователей, а также используя уже работающие алгоритмы, поисковые системы могут создать оптимальные списки выдачи результатов. Хотя ситуация может и поменяться в ближайшем будущем.

Заключение

Цель поисковой оптимизации – повысить релевантность страниц сайта, чтобы повысить позиции и увеличить количество переходов на него в списке выдачи поисковых систем. Повышение релевантности страниц поисковым запросам приводит на сайт более качественных и интересных бизнесу посетителей, а значит и потенциальных клиентов.