Вот он пришел снова – этот заказ! На написание пятнадцати текстов про новогодние подарки. Писать о подарках мы можем уже с закрытыми глазами – пальцы сами набирают текст, не советуясь с мозгом. И вот тут самое время остановиться, потому что мы на пороге того, чтобы совершить семь типичных ошибок копирайтера. А именно…
Да, задача стандартная, да, семь описаний стульев и один стол, - пишем-пишем. Что, мебель не новая, а раритетная, к тому же использовалась при съемках исторического сериала? И о втором, а также четвертом стульях (на которых восседал главный герой сериала в 15-й и 222-й сериях) нужно написать на 1000 знаков больше? А тексты-то уже написаны и хорошо, если не сданы. Мораль очевидна: даже если задание кажется стандартным, потратить пару минут на внимательное его прочтение стоит.
В нашей профессии, поговорка «время-деньги» верна как никогда. Полчаса промедления могут обернуться потерей «энной» суммы, а потери всегда неприятны… впрочем, это не повод терять перспективного (или, как минимум, денежного) заказчика. В тысячный раз, начиная текст о выборе посуды, стоит подумать – чем эта статья будет отличаться от сотен остальных? Подавать многократно одну и ту же информацию разными словами непрофессионально, не эффективно и не нужно заказчику. Читать это тоже вряд ли кому-то захочется.
Всегда внимательно изучать сайт заказчика и информацию о нем – непреложный закон. Нет, это не потерянное время, которого всегда не хватает, это на самом деле поможет в написании текстов. Если это интернет-магазин – мы будем знать, есть ли там доставка, по каким городам, на каких условиях. Бывают ли акции, какие вообще выгоды могут получить пользователи от конкретно этого ресурса. Все преимущества, которые предлагает сайт можно (зачастую и нужно) описывать в тексте. А это (ура-ура) – благотворно отразится на количестве символов и избавит нас от необходимости дополнительно что-то придумывать.
Она проста, незамысловата, не требует подключения творческих ресурсов - даже деятельность мозга почти не нужна. Вот лучшая возможность вздремнуть при недосыпе! А как же, все идет по накатанной дорожке: с обтекаемыми фразами, незамысловатой структурой, стандартной для данной тематики информацией. Кажется, нашу профессию когда-то называли творческой?
Простор для творчества есть всегда, нужно лишь преодолеть искушение и попробовать придумать нестандартную структуру, найти действительно интересную информацию, возможно, добавить толику юмора. Конечно, нас может ограничивать жанр и рамки техзадания (зачастую достаточно строгие), но придумать что-то новое можно всегда.
Поговорка о том, что «творческий человек царит над хаосом» верна для многих из нас. Мы бросаемся в написание статей как в море, надеясь, что «как-нибудь да выплывем». В итоге получаем невнятное, лишенное всяческой логики повествование, над которым еще нужно работать, чтобы привести его в достойный для прочтения вид. А бороться с этим недостатком легко – достаточно просто заранее набросать структуру будущего творения. И писать по заданному плану. Да, не так весело, как безграничный полет фантазии, зато экономит время и силы. Нерастраченную фантазию, кстати, можно задействовать при планировании.
Ну какие фишки, если заказчик требует «сто-пятьсот» тысяч символов «как можно скорей». Да, любая остановка на творческий поиск кажется бессмысленной потерей времени (нашего ценнейшего ресурса). Но дело в том, что найдя такую «фишку» можно существенно ускорить процесс написания, по сравнению с попыткой представить по-новому сто раз «обмусоленную» информацию. Просто потому, что станет действительно интересно писать.
Мы все гениальны и обладаем безупречной грамотностью – иначе вряд ли добились бы успеха в своей профессии. К сожалению, эта грамотность срабатывает исключительно, когда мы читаем чужие тексты. В своих, как обычно, «бревна не углядим». Именно поэтому, полезно перечитывать свои шедевры до отправления их заказчику. Даже если статью будет вычитывать редактор – совсем уж детские ошибки допускать непрофессионально.
Суть написания этой статьи можно обрисовать двумя тезисами: «не спешить» и «не сдерживать творческих порывов».
Если же говорить более подробно, то берясь за написание любого текста, стоит:
Я не призываю создавать описание каждого товара или сайта, как нетленное произведение искусства. И, ни в коей мере не уговариваю делать всю работу медленно, срывая заказчикам сроки. Просто, имея перед глазами перечень распространенных «ошибок поспешности» – можно сделать свои работы еще более профессиональными, пользующимися спросом и (как следствие) денежными.